ЮНИСЕФ: Инклюзивное образование - благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребёнка

В октябре 2022 года подписан Договор о сотрудничестве между научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и Детским Фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) по реализации проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка». Проект отвечает приоритетному направлению образовательной политики Республики Беларусь по обеспечению принципа социальной справедливости и стабильности, всесторонней гарантированной защиты и поддержки государством всех детей, в том числе с особыми образовательными потребностями, особенностями психофизического развития и инвалидностью.

Ключевая идея проекта заключается в разработке национальной стратегии развития инклюзивного образования и ее реализации. Комплекс запланированных задач охватывает системы дошкольного, общего среднего и специально образования.

В результате реализации проекта будут разработаны и внедрены новые образовательные стандарты дошкольного и общего среднего образования (с включением модулей, регламентирующих особенности реализации принципа инклюзии при освоении обучающимися образовательных программ), скорректировано содержание и определены механизмы модификации образования с учетом возможностей, потребностей и способностей обучающихся, в учреждениях образования-участниках проекта будет создана безбарьерная предметно-пространственная среда, обеспечены психологически безопасные и благоприятные условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, особенностями психофизического развития и инвалидностью и др.

Кроме того, планируется разработка должностных инструкций педагогических работников, типовых штатов учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с учетом принципа инклюзии в образовании, положения о ресурсном центре инклюзивного образования (как структурного подразделения учреждения специального образования) и его штатного расписания.

В рамках проекта будет создано научно-методическое обеспечение, направленное на реализацию принципа инклюзии в образовании, в т.ч. дидактические комплексы для обучающихся, методические рекомендации для педагогических работников, информационные материалы для родителей на уровне дошкольного и общего среднего образования. Ожидается, что реализация принципа инклюзии в образовании позволит учесть вариативные образовательные траектории обучающихся, адаптировать содержание образования в соответствии с потребностями (познавательными, коммуникативными и др.), показаниями и противопоказаниями к различным видам нагрузок (сенсорным, двигательным и др.) с целью использования возможностей и раскрытия способностей каждого ребенка. Ключевыми постулатами практических разработок станут уважение к ценностям разнообразия, создание дружественной обучающей среды, воспитание инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

24.11.2022
поделиться в: