ЮНИСЕФ: формирование навыков ХХI века у детей и учащейся молодёжи

Национальный институт образования совместно с Республиканским институтом профессионального образования и другими партнерами (Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка, Академией последипломного образования, Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) приступили к реализации социально значимого проекта, направленного на решение задач формирования навыков XXI века детей и учащейся молодежи (включая социально-эмоциональные навыки) в рамках общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь.

Проект стартовал в октябре 2022 года и реализуется при поддержке Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.

Актуальность проекта обусловлена социально-экономическими и образовательными реалиями XXI века, требующими от молодого поколения высокой адаптивности к изменяющимся условиям, гибкости и критичности мышления, способности решать жизненные и профессиональные задачи нестандартным путем. Во все более автоматизированном и цифровизированном мире возрастает запрос на умения организовывать конструктивное и комфортное взаимодействие, осознавать, выражать и регулировать собственные эмоции, понимать чувства других, находить оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций. Данные обстоятельства обусловили проявление особого внимания со стороны национальных участников проекта и Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь к вопросу формирования социально-эмоциональных навыков детей и учащейся молодежи.

Первым шагом реализации проекта является создание двух стратегически значимых для национальной системы образования документов - Концепции и Национального координационного плана действий по формированию у детей и молодежи универсальных компетенций/навыков XXI века (2022-2030). Разработка документов будет осуществляться в соответствии с национальными приоритетами в области развития человеческого капитала, страновыми показателями целей устойчивого развития, современными тенденциями развития образования в странах с передовыми экономиками, международными требованиями к качеству образования. На данном этапе планируется использование результатов работы «Исследование потенциала общего среднего и профессионального образования по обучению детей и подростков навыкам, необходимым для решения сложных задач в XXI веке», проведенной в 2020 году Министерством образования Республики Беларусь совместно с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, а также опыта международных экспертов в области разработки образовательных стратегий и политик.

Второй шаг реализации проекта связан с разработкой системы мониторинга и оценки сформированности социально-эмоциональных навыков

обучающихся (II ступень общего среднего образования, профессионально - техническое и среднее специальное образование). Во взаимодействии с международными экспертами будет подготовлен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности социально­эмоциональных навыков обучающихся.

Третий шаг предполагает создание научно-методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков обучающихся, включая обеспечение совершенствования переподготовки и повышения квалификации педагогов. Одним из результатов работы в данном направлении станет учебная программа факультативных занятий для 3(4), 6(7) классов и

методические рекомендации по их проведению.

Решение ряда задач проекта предполагает активное участие в работе не только научных сотрудников и преподавателей, но и широкой общественности, а также обучающихся учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования.

В рамках реализации проекта планируется проведение нескольких фокус-групп с подростками и молодежью. Основной целью данных мероприятий является их интервьюирование на предмет выявления актуальных потребностей в сфере формирования социально-эмоциональных навыков в подростковом и юношеском возрасте, изучения характера понимания данного феномена обучающимися. Ожидается, что участники фокус-групп, продемонстрировавшие наибольшую заинтересованность и инициативность во время интервьюирования, войдут в состав экспертной рабочей группы по обсуждению проблем формирования универсальных компетенций/навыков XXI века детей и учащейся молодежи (включая социально-эмоциональные навыки), примут активное участие в разработке стратегических, информационных и методических материалов.

Предполагается, что результаты реализации проекта найдут применение в ходе обновления требований к образовательным результатам обучающихся: будут отражены в образовательных стандартах начального, базового, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования нового поколения, учебных программах повышения квалификации педагогов и учебно-методическом обеспечении образовательного процесса.

24.11.2022
поделиться в: