Воспитательная работа с молодежью

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

  • изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
  • насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
  • половое сношение и иные'действия сексуального характера с ли­цом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
  • развратные действия (ст. 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
  • использование занятия проституцией или создание условий для за­нятия проституцией (ст. 171 УК) и др.

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:

Конституция Республики Беларусь;

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

Уголовный кодекс Республики Беларусь;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилак­тике правонарушений от 4 января 2014 г. № 122-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII;

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;

Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе ре­гистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;

Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граж­дан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;

Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 но­ября 2006 г. № 18 vi др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкос­новенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуаль­ных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовле­чение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексу­ально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои­тус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон­такт все равно признается принудительным и незаконным, поскольку счи­тается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информиро­ванное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

® может не осознавать значение сексуальных действий в силу функ­циональной незрелости;

  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий [9].

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального наси­лия в отношении детей.

К контактному насилию специалистами относятся следующие дей­ствия:

  • половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
  • мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
  • введение различных предметов во влагалище или анус;

* мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

  • демонстрация эротических и порнографических материалов;
  • совершение полового акта в присутствии ребенка;
  • демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями опре­деляются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нор­мальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувство­вать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представ­ляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст - 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но маль­чики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случа­ется вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совраще­ния малолетних.

Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в кото­ром эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4. Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осозна­ет, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, ис­пытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимое™, бессмысленности и бессилия.

Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совер­шается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (ро­дители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знако­мые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репе­титоры, няни, различные помощники по дому) [8].

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью:
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца отчим или сожитель матери;
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].

Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только

в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступле­ния, могут также относиться:

  • лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
  • подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алко­голь и наркотики;
  • лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
  • лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
  • лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
  • лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
  • лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
  • лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внима­ние на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут сви­детельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

Физические признаки

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким об­разом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

  • оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо пере­едание (булимия);
  • анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покрас­нение ануса, варикозные изменения, запоры;
  • вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расшире­ние влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие ин­фекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального от­верстия;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;

* повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части жи­вота, бедер;

  • жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
  • боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • рвота;
  • потеря сознания;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • ранняя неожиданная беременность.
  •  

Признаками сексуального насилия являются:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

  • не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных от­ношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
  • сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуаль­ные действия):
  • демонстрация интимных частей тела;
  • мастурбация;
  • необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу;
  • сексуальные действия с другими детьми;
  • необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:
  • трение половыми органами о тело взрослого;
  • завлекающее поведение по отношению к взрослым.

 

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • постоянное возбуждение, истерические симптомы:
  • стремление куда-то бежать, спрятаться;
  • быстрая потеря самоконтроля;
  • нервные срывы, истерики;
  • вспышки агрессивности;
  • депрессивные симптомы:
  • замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
  • переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
  • проявление агрессивности и враждебности по отношению к дру­гим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
  • непристойные выражения;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • жестокость по отношению к игрушкам;
  • самоагрессия:
  • причинение травм и увечий самому себе;
  • курение, употребление алкоголя, наркотиков;
  • побеги из дома, прогулы школы;
  • проституция;
  • попытки совершить суицид или желание — это сделать;
  • возникшие трудности в общении с ровесниками:
  • нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;
  • отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей свое­го возраста;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • поведенческие изменения:
  • возврат к детскому, инфантильному поведению;
  • наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • изменения в отношении к собственной внешности:
  • утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;
  • наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
  • крайняя настороженность, подозрительность;
  • амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);
  • рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»),

 

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

  • виктимность (жертвенность) ребенка: неспособность защитить себя, не сопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • навязчивая зависимость;
  • чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным слу­чаям;
  • неожиданные, резкие перемены к:
  • конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);
  • месту («Я не могу ездить в лифте»);
  • любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
  • изменение отношения к школе и учебной деятельности:
  • резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
  • пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
  • изменение отношения к семье:
  • принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

  • снижение самооценки:
  • обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;
  • чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;
  • маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);
  • жажда победы и самоутверждения любой ценой;
  • вина, стыд, чувство собственной испорченности:
  • чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
  • восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
  • синдром «испорченного товара» (ребенок ощущает себя непривле­кательным);
  • в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

Появление невротических и психосоматических симптомов:

навязчивые страхи, тревога:

  • боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
  • боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье вовремя ме­дицинского осмотра);
  • сопротивление тактильным контактам:
  • нежелание, чтобы целовали, обнимали,
  • нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
  • боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
  • нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница);
  • боязнь телесных повреждений;
  • резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;
  • тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ре­бенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или дру­гих причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают доста­точным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспе­чение условий для нормального и разностороннего развития личности, со­здания безопасной и комфортной микросреды:

  • своевременное оказание помощи семьям группы риска;
  • профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;
  • правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учре­ждениях проводятся следующие мероприятия;

  • разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;
  • предупреждение противоправных действий окружающих:
  • информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;
  • проведение тренингов по формированию навыков безопасного пове­дения;
  • информирование(размещение на стендах в рекреациях образователь­ных, медицинских и других учреждений информации об адресах и контакт­ных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении);
  • мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни подростковых и молодежных группировок,вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершенно­летних в антиобщественную деятельность, проституцию и т. д.;
  • создание подростковых клубови иных объединений для проведения полноценного досуга,развития познавательного интереса и творческих способностей несовершеннолетних.

Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных по­пыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв из­насилований, в силу чего возможны повторные посягательства на поло­вую неприкосновенность.

На этом этапе большую роль играют:

  • юридическая помощь потерпевшим,предоставляемая в правоохра­нительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;
  • медико-психолого-педагогическая помощьпо телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных цен­трах социального обслуживания населения, кризисных центрах для жен­щин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.

Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязан­ных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо ска­зать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для ис­пользования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно ис­пользовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации детям

Правило пяти «Нельзя!»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  2. Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  3. Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
  4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
  5. Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступ­лением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или подне­сти сумку, проводить к магазину?

Все равно скажи: «Нет!».

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уго­воры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.

Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»

Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

Правила поведения в собственном доме (своей квартире):

  • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как посту­пить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.
  • Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.
  • Будь внимателен, выходя из квартиры.
  • Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
  • Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обяза­тельно закрой дверь на ключ.
  • Будь внимателен, входя в квартиру.
  • Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости ни­кого нет. Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.

Правила поведения в подъезде

  • Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.
  • Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а погуляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, иду­щему навстречу.

Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.

  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.

» Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.

9 При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убе­гай или защищайся любым способом.

Правила поведения в лифте

  • Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет посто­роннего, который может зайти вслед за тобой.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.

. Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.

. Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.

  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жиль­цов дома. Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.

. Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоя­тельствам:

  • Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокой­ствие, постарайся вовлечь насильника в разговор;
  • Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу;

- Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

Правила поведения на улице

  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу идущему транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверен­но и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу не­знакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобу­са на одной с тобой остановке.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомоби­ле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.

Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец

  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей ча­сти и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай туда, где много людей используй любые подручные средства для защиты: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге напада­ющего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку - убегай.
  • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает), не позволяй зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «Помогите!», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь или позвонить в полицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить, беги на дорогу. Автомобили вынуж­дены будут остановиться, а водитель сможет помочь отогнать обидчиков. Главное - не попасть под колеса!

Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.

Правила поведения в чужом автомобиле

  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользо­ваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если ты все же добираешься на попутном автомобиле или останов­ленном на улице такси, попроси провожающих записать номер и марку ав­томобиля. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в автомо­биль, в котором уже сидят пассажиры, даже если среди них есть женщины.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговари­вать с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то поста­райся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси остановиться и выйди из машины.

Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляю­щемуся на вечеринку/в гости/в ресторан

  • В большинстве случаев уже одно только согласие девушки пойти в ресторан с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем

это закончится, и согласна на это. Последующее сопротивление может восприниматься просто как заигрывание.

  • Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзья­ми, во время вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!
  • В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощав­шись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.
  • Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуа­ции, сказав решительно однозначно «Нет!».
  • Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дис­комфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувству­ешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.
  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотноше­ний. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если ты находишься с кем-то, кто заставляет тебя чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или выказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
  • Если давление по отношению к тебе все-таки продолжается, не бойся шума или скандала: несколько минут смущения лучше риска из­насилования.
  • Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!
  • Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попроси провожающего тебя записать номер и марку автомашины.
  • Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых встретить или забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею. Это придаст тебе большей уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.

Нет совершенно верных способов защиты от потенциального наси­лия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:

  • находится к тебе слишком близко и получает удовольствие от дис­комфорта, который ты при этом испытываешь;
  • пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
  • не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства;
  • ведет себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так.

Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных ме­стах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

При этом, если у тебя есть отношения с кем-либо, нужно понимать:

  • в нормальных здоровых отношениях обе стороны уважают личные права и границы другого;
  • необходимо отказываться от половых отношений с тем, кто отказы­вается использовать соответствующее предохранение;
  • не все ведут половую жизнь; многие подростки готовы подождать, это совершенно нормально.

 

свернуть

Профилактика наркомании

Список организаций, осуществляющих лечение табачной зависимости

Наименование организации                    Адрес Телефон
1. УЗ «Городской клинический    наркологический диспансер»

 

г. Минск

г. Минск,

 

ул. Гастелло, 16

  (8 017)     203 56 98

 

203 81 51

2.     УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия — наркология» г. Минск, 220013

 

П.Бровки, 7

    (8 017)   331 84 96

 

331 79 70

3.          УЗ «Молодеченский

 

психоневрологический диспансер»

г. Молодечно

 

ул. В.Гастинец, 58

(8-0176)     75 46 63

 

75 46 72

4.          УЗ    «Солигорский

 

психоневрологический диспансер»

г. Солигорск,

 

ул. Коржа, 1

(8-0174) 22 00 68

 

22 62 25

5.          УЗ    «Борисовский

 

психоневрологический диспансе»

г. Борисов,

 

ул. Связная,47

  (8-0177) 73 65 12

 

75 00 60

6.    УЗ «Областное клиническое    .медицинское объединение «Психиатрия-наркология» г.Гродно,

 

пр. Космонавтов, 60/6

    (8-0152) 756760

 

751221

7.      УЗ Лидский психоневрологический      диспансер г. Лида,

 

ул. Кирова, 16

1 (8-01561) 32081

 

26509

8.     УЗ «Слонимское психоневрологическое отделение (амбулатория)» г. Слоним,

 

ул. Советская, 56

  (8-01562)    25 7 37

 

25 8 10

9. Витебский областной клинический центр психиатрии и наркология г. Витебск, ул. Гагарина, 10-А

 

211300, ул. Центральная,1

(8-0212) 276057                                  432317
10.          Полоцкая областная психиатрическая больница г. Полоцк,

 

ул. 23 Гвардейцев, 4а

  (8-0214) 434757

 

434660

11.     УЗ «Новополоцкий

 

психоневрологический диспансер»

г. Новополоцк,

 

ул. Гайдара, 4

    (8-214) 539677
12.

 

 

УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер» г. Могилев,

 

пер. 4 Мечников

(8-0222) 286290  285910-
13. Наркологическое отделение филиала УЗ «БЦБ» «Бобруйский наркологический диспансер» г. Бобруйск,

 

ул. Гагарина, 4

    (8-0225)    43 16 37
 

 

14.

 

УЗ «Брестский областной наркологический диспансер» г. Брест,

 

Северный городок,

— корпус 7

    (8-0162)   282041

 

282043

15.              УЗ «Пинский

 

межрайонный наркологический диспансер»

г. Пинск,

 

ул. Рокоссовского, 8

    (8-0165)    336409

 

336420

16.    УЗ «Барановический межрайонный наркологический диспансер» г. Барановичи,

 

ул. Парковая, 53

    (8-0163)     487373

 

452638

17.   УЗ «Гомельский областной наркологический диспансер» г. Гомель,

 

ул. Д. Бедного, 26-А

       (8-0232)

 

714327            713322

18.   УЗ «Светлогорский

 

психонаркологический диспансер»

г. Светлогорск,

 

ул. Школьная, 4

(8-02342) 23794                    21238
19.     ГУ «Жлобинский межрайонный наркологический диспансер» г. Жлобин,

 

ул. Воровского, 1

(8-02334)   27266

 

27274

20.     УЗ «Мозырскнй

 

Психоневрологич.диспансер»

г. Мозырь,

 

ул. Малинина, 9

  (8-0236) 340999

 

341099   34 09 99

свернуть

Вред никотина

Многочисленные исследования и выводы медицинской науки и практики подтверждают, что курение является чрезвычайно вредной и опасной привычкой. Однако сегодня она имеет еще широкое распространение среди населения, особенно среди молодежи. Число курильщиков в большинстве стран ежегодно возрастает, что не может не вызывать обоснованную тревогу среди медицинских работников.

По данным международной статистики, сейчас курят более половины мужчин и около четверти женщин нашей планеты. Причины такого широкого распространения курения разнообразны, но чаще всего — это погоня за модой, простое любопытство, которое впоследствии оборачивается для курящих злом, разрушающим здоровье.

Больше всего никотина содержится в дешевых сортах табака, особенно в махорке (до 5%). Никотин всасывается слизистыми оболочками полости рта, бронхов и быстро поступает в кровь. При остром отравлении им наблюдается обильное слюноотделение, тошнота, рвота, учащение пульса, повышение артериального давления. У некурящего здорового человека сердце сокращается в среднем 70 раз в минуту, а курение доводит частоту сердцебиения до 80—90 ударов. В результате через сердце проходит за сутки примерно на 1500 л крови больше, чем при нормальных условиях его работы. Оно несет огромную дополнительную нагрузку.

Никотин вызывает сужение сосудов и повышение артериального давления. Известно, что если человек курит каждые 30—40 минут, кровеносные сосуды у него почти непрерывно сужены.

Сейчас наметилась тенденция к снижению заболеваемости многими злокачественными опухолями, но заболеваемость раком, легких продолжает расти. Риск заболеть раком легких возрастает прямо пропорционально не только количеству ежедневно выкуриваемых сигарет, но и «стажу» курильщиков. Следовательно, привычка эта особенно опасна для тех, кто с молодых лет потянулся к папиросе, сигарете. Наукой доказано, что курящие заболевают раком легких в 10 — 20 раз чаще некурящих. Больше всего вреда наносит эта пагубная привычка женскому организму, ведь за нее приходится расплачиваться не только здоровьем, но и красотой. У женщин, так бездумно растрачивающих и то и другое, как правило, преждевременно появляются морщины, грубеют черты липа, кожа приобретает неприятный сероватый оттенок, голос становится хриплым, грубым, зубы покрываются желтизной, порой чернеют. И совершенно недопустимо, когда курит беременная. Дети, испытавшие губительное воздействие табака, рождаются хилыми, медленно прибавляют в весе, отстают   в   развитии   от   своих   сверстников.   Общее представление о вреде табака уже достаточно широко распространено, и многие хотели бы бросить курить. Однако часто рассуждают примерно так: «А зачем -мучиться, отвыкая от долголетней привычки? Все равно болезни, которые могут возникнуть от действия табака, я: себе уже «накурил!». Вопреки этим рассуждениям медицина располагает убедительными данными о том, что расстаться с папиросой или сигаретой никогда не поздно. После прекращения курения обычно исчезают те изменения, которые уже начали проявляться в организме курильщика.

В плохо вентилируемых комнатах, машинах, вагонах курильщики подвергают соседей действию табачного дыма, часто в опасной концентрации. При пассивном курении в организм может поступать значительное количество ядовитых компонентов табачного дыма. Таким образом, решение вопроса: «курить, или не курить?» давно вышло за рамки чисто личного дела.

В нашей стране наряду с широкой пропагандой на­учных знаний о вреде курения развернута борьба с этой пагубной привычкой.

Запрещено, ограничено и упорядочено курение в метро, троллейбусах, трамваях, автобусах, самолетах, поездах, электричках, на морских судах, в зрительных залах театров, кинотеатров, цирков, Дворцов культуры, клубов, в концертных залах и библиотеках. Запрещено курение учащихся в школах и внешкольных учреждениях.

Растет также число кабинетов по лечению от курения, начат выпуск методических указаний в помощь лицам, решившим преодолеть вредную привычку. Широко ведутся научные исследования по этой проблеме. На основе полученных данных в стране создается специальная служба медицинской помощи бросающим курить. И первыми на призыв порвать с курением должны откликнуться те, кто знает об опасных последствиях его влияния на организм — персонал медицинских учреждений, а также преподаватели и студенты медицинских учебных заведений. В борьбе за здоровье человека наряду с работниками здравоохранения призваны принять участие члены Общества Красного Креста. Им следует взять под контроль табачные магазины и киоски — папиросы и сигареты из-за прилавка не должны попадать в руки детей и подростков. Исполпьзуя убедительные и доходчивые формы санитарно-просветительной работы: диспуты, викторины, лекции, вечера вопросов и ответов, стенды, фотовитрины, активисты общества могут оказать большую помощь в пропаганде знаний о вреде и опасности курения.

 

При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20г. образуется:

Синильная кислота – 0,0012г.

Сероводород – 0,0012г.

Пиридиновые основания – 0,22 г.

Никотин – 0,18 г.

Аммиак – 0,64 г.

Оксид углерода – 0,92 г.

Деготь – 1 г.

 

Ежегодно население земного шара выкуривает 12 биллионов сигарет и папирос (12*1012 штук).

Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.

Масса синильной кислоты – 720 тонн.

Масса аммиака – 384 000 тонн.

Масса никотина – 108 000 тонн.

Масса дегтя – 600 000 тонн.

Масса угарного газа и других составляющих табачного дыма – 550 000 тонн.

свернуть

Советы курильщикам как бросить курить

  1. Прежде чем закурить, посмотрите на часы и дайте себе 5 минут на раздумье: курить или не курить. Через 5 минут проверьте, так ли уж вам сильно хочется курить.
  2. Прежде чем закурить, позвоните кому-нибудь по телефону, желательно некурящему, поговорите с ним, пока желание курить не уменьшится.
  3. Замените сигарету стаканом воды, сока, жевательной резинкой.
  4. Если вы почувствуете себя раздраженным из-за того, что не закурили, закройте глаза и сосчитайте от 10 до 0, представляя, будто вы спускаетесь вниз по лестнице, дышите ритмично, глубоко вдыхая ртом и полностью выдыхая воздух через нос.
  5. Увеличьте свою физическую активность.
свернуть

Как сформировать положительные привычки у подростка

Уважаемые родители!

Нам с вами  очень хотелось бы, чтобы у наших детей преобладали только положительные привычки. Но так в реальной жизни не бывает. Нужно помочь своим детям преодолеть плохие привычки. Для этого необходимо следовать определенным правилам:

  • Объясните своему ребенку, что положительная привычка – это капитал человека. Чем больше человек накопит положительных привычек, тем лучше он сможет устроить свою жизнь и жить на проценты с этого капитала.
  • Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка появились положительные привычки, требуйте от него давать обязательства отказаться от старой привычки, идите с ним на пари, спорьте, вызывайте у него азарт отказаться от старого и дурного.
  • Заставляйте своего ребенка постоянно тренировать новую привычку, создавая для этого необходимые условия.
  • Провоцируйте своего ребенка к проявлению новой привычки, выражая на словах искусственное неверие в его силы.
  • Не напоминайте ему всякий раз о том, что он обладал или обладает дурными привычками.
  • Если хотите, чтобы дурные привычки ребенка были искоренены, вступайте с ним в гласное соревнование по их преодолению.
  • Учите своего ребенка бороться с порочной фразой: « Начинаю с понедельника новую жизнь».
  • Радуйтесь успехам своего ребенка в достижении цели.
  • Ненавязчиво демонстрируйте ему успехи других людей в борьбе с дурными привычками.

Помните! Взрослым бороться со своими пороками гораздо труднее!

свернуть

Как быстро поднять самооценку

У многих из нас время от времени возникает неверие в собственные силы: вдруг что-то не получается, сразу опускаются руки, снижается самооценка, возникает апатия. И что с этим делать?

7 простых способов: как быстро поднять самооценку

Нормальные, душевно здоровые люди в подобных ситуациях вполне в состоянии помочь себе сами. Эти подсказки поменяют вашу самооценку всерьез и надолго: нет, быстрые и легкие способы помогут вам в те минуты, когда у вас вдруг возникает кризис. В эти минуты нужно остановиться и подумать. Нужно задать себе правильные вопросы и найти на них НОВЫЕ ответы.

7 упражнений, а в каждом из них будет еще 7 простых заданий. Всё делайте письменно, а еще точнее — своей собственной рукой, ручкой на бумаге.

Внимание: только письмо по бумаге формирует связь между тем, что мы пишем и головным мозгом. Клавиатура этого не делает, поэтому все записи, касающиеся работы над собой, личностного роста — делайте только на бумаге, каким бы допотопным вам этот способ не показался. Возьмите ручку и листок бумаги.

Итак, своей рукой на бумаге пишете:

7 моих самых сильных качеств

И далее в столбик под этими словами их перечисляете. Начинайте!

Пожалуйста, начните делать это сразу, не откладывайте это на «потом». «Потом» — слово очень странное: оно не наступает никогда. Поэтому: возьмите листок бумаги и сделаете это упражнение. И только после этого переходите к следующему.

7 моих ярких черт характера

Снова: не просто подумайте про это, а сразу их напишите.

Если, к примеру, 5 написали, а 2 придумать не можете — я «не верю», как говорил Станиславский. Думайте до тех пор, пока не придумаете. Не сдавайтесь! Это вам по силам. Правильно, сделали! И так по каждому упражнению.

После этого пишете:

7 человек, которые высоко меня ценят

Не обязательно писать, за что именно ценят. Некоторые люди ценят вас просто за то, что вы есть. Друзья, близкие — кто это будет в вашем случае?

Следующие упражнения примерно такого же типа. Пишете:

7 моих больших удач в жизни

7 ситуаций, где я понравился себе (или горжусь собой)

Ложная скромность тут вам не нужна: этот список вы пишете для себя. А нравиться себе — это нормально и естественно. Самооценка должна быть реальной, и если вы заслуживаете похвалы, то похвалите себя.

А вот дальше самое важное упражнение, уделите ему особенное внимание:

7 дел, которые вы завтра сделаете на отлично

Удивительно, что в целом упражнение я время от времени делаю, а мысль о том, что вот именно это — «дела, которые завтра сделаю на отлично» — можно хоть каждый день вносить в ежедневник. Не просто как дела, а как то, что я сделаю на отлично, озарила меня сейчас впервые. Как полезно пересматривать старые дневники успеха!

И 7-е упражнение тоже касается вашего завтра:

7 человек, которые порадуются моим успехам

А вот теперь, когда вы это написали, перечитайте, и скажите: разве у вас есть повод сомневаться в себе? В том, что вы на многое способны, в своих способностях? Как много вы уже имеете, чтоб быть счастливым и радоваться!

Сохраните этот листок. И время от времени доставайте его и перечитывайте. Радости вам!

свернуть

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

  1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
  2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.
  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания.
  4. Культивировать значимость образования.
  5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты.
  6. Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами.
  7. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
  8. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
  9. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен.
  10. Замечания должны звучать не как обвинения.
  11. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
  12. Живите во имя своего ребенка.
  13. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
  14. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.
  15. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.
свернуть