Советы психолога
Токсичные отношения: причины, последствия и закономерности
В 2018 г. на сайте Оксфордского словаря было определено слово года – «toxic» («токсичный», «ядовитый»). И своё внимание большинство к этому слову приковало не только в вопросах экологии, но и еще в вопросах взаимоотношений.
В последнее время можно довольно часто услышать словосочетание – токсичный человек. И это не просто человек, с которым неуютно, скорее это тот, кто своими действиями разрушает вашу веру в себя и в окружающий мир. При всей внешней справедливости такого понимания стоит внести ремарку: токсичен не человек – токсичны отношения, в которых он пребывает. Человек может вешать ярлыки на других, манипулировать, создавать сплетни, осмеивать чужие принципы на работе, а в семье быть понимающим и приятным человеком. Либо наоборот: на работе он прилежный сотрудник, которого все уважают, а дома превращается в деспота и тирана. Однако возможна и такая ситуация, когда человек выбрал токсичную модель поведения как основную и применяет ее во всех видах взаимоотношений. Токсичные методы воздействия обычно пассивно-агрессивны. Это агрессия, которую сложно отследить или назвать, потому что она тоньше и незаметнее. Примером такой агрессии может быть комплимент, после которого становится неприятно или даже противно («Платье красивое, но выглядишь ты в нем ужасно»).
Человек придерживающийся токсичного сценария отношений считает, что он все знает и всегда прав. Спорить с ним и что-то доказывать бесполезно. И уж тем более не удастся «переделать».
Вас стыдят за несоблюдение неизвестных правил. А еще правила постоянно меняются.
Ваши естественные нужды и потребности, образ жизни высмеивают или ставят под вопрос.
Ваши ценности, важные для вас принципы подвергают нападкам.
Когда вы сообщаете, что кто-то нарушает границы, этот человек нападает на вас.
Бывает, что человек тяжелый и невыносимый только для вас, а другим он кажется вполне приятным и доброжелательным.
Как опознать токсичные отношения?
Можно выделить несколько условных типов поведения, что могут пошатнуть веру человека в себя и окружающий мир:
- Сплетни – любые домыслы или ложная информация о других людях.
- Поведение вечной жертвы – в неудовлетворенности жизнью у человека всегда виноваты другие люди. Но при этом человек ничего не меняет.
- Критика – что бы вы не сделали, все будет использовано против вас. В любом вашем успехе найдет неудачу.
- Поведение эгоцентрика – в этом случает не признается чужое мнение. Все не правы, а истиной обладает только эгоцентрик.
- Манипуляция – обманные или насильственные действия. Их цель – выгода манипулятора.
- Газлайтинг – побуждение к сомнению в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания другим человеком.
- Отсутствие контроля эмоций – неожиданное и беспричинное переключение на агрессию.
- Буллинг/ травля в коллективе (например, в классе) – Может возникать спонтанно, по какому-либо малозначительному признаку.
Как правильно вести себя в токсичных отношениях?
Наиболее оптимальное решение – свести такого рода отношения к минимуму. Для этого важно исполнять рекомендации, описанные ниже.
- Не участвуйте в играх токсичных отношений: сплетни, моббинг и т.д.
- Постарайтесь эмоционально дистанцироваться. Все что говорит человек – это лишь мнение, но не единственное верное описание Вас.
- Постарайтесь понять шаблоны, которыми пользуется токсичный человек. Как правило токсичное поведение идет по одному сценарию. Важно выявить его в возникших отношениях.
- Научитесь направлять разговор в конструктивное русло. Это можно сделать специальными фразами. Например, используйте: «Если критикуешь – предлагай», «Какое разрешение ситуации ты видишь?», «Что ты этим хочешь сказать?», «Зачем ты мне это говоришь?» и т.д.
- Как можно меньше делитесь своими переживаниями, проблемами, уязвимостями.
- Определите и дайте понять границы дозволенного в общении. Для этого обозначайте следующие вещи: когда можно звонить, а когда нельзя; на какие темы можно говорить, а на какие нет; где можно общаться, а где нет. Это не вопрос культурности – это забота о себе.
- Постарайтесь эмоционально переключиться от обидчика или ситуации. Взгляните на нее со стороны. Представьте, как будто вы находитесь в зрительном зале и смотрите постановку. Подумайте, почему этот человек так хочет вас зацепить или причинить боль.
- Проверяйте себя: вдруг вы тот самый токсичный человек, которого все избегают.
Если вы задаетесь вопросом, как ваши действия влияют на других, это уже хороший признак. Однако, если вы согласны с двумя и более утверждениями, приведенными ниже, значит, самое время начинать работать над собой и своими отношениями.
♦ Вы категорически не допускаете, что ваша точка зрения может быть неверной. За последний год вы ни разу не признались другому, что были неправы, но постараетесь исправиться. ♦ Вы редко размышляете, как стать лучше, либо считаете себя уже идеальным человеком.
♦ Когда друзья рассказывают о том, что с ними происходит, выискиваете негатив вместо того, чтобы искренне порадоваться за них, либо обесцениваете чужие достижения и ценности. ♦ Оцените, применимо ли к вам выражение: «Сделал гадость – сердцу радость». Насколько адекватной считаете фразу: «Цель оправдывает средства»?
♦ Вы постоянно стремитесь наставить на путь истинный или «починить» того, с кем у вас неважные отношения.
♦ Люди разрывают с вами отношения и избегают вас. Вы умудряетесь везде нажить себе врагов либо просто людей, которые негативно отзываются о вас. При общении с вами люди испытывают дискомфорт и напряжение.
Противоречия подросткового возраста
Особенности подросткового возраста
Ну, попробуй объясни родителям,
Что поскольку мальчик ты стеснительный
И не любишь привлекать внимание, Отличаясь чем-нибудь от сверстников.
То тебе, естественно, приходится
Покрывать себя татуировками,
В нос кольцо вставлять и красить — волосы
То зелёной краской, то малиновой.
Григорий Остер
Чувство взрослости
Подросток требует признания того, что на самом деле еще не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами, воспитателями и родителями его взрослой позиции: грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам, курит или принимает алкоголь, вступает в ранние сексуальные отношения, чтобы доказать свою взрослость.
- Стремление отмежеваться от всего детского.
- Отсутствие авторитета возраста.
- Отвращение к необоснованным запретам.
- Восприимчивость к промахам учителей.
Половое созревание
«Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. … это же вообще не прыщ, это рог растет».
Ди Снайдер
- Бурное развитие происходит неравномерно. Например, рост конечностей опережает рост туловища, и движения подростка становятся угловатыми.
- Вероятно появление угрей.
- Повышенная утомляемость.
- Ярко выраженная эмоциональность, от агрессии до депрессии, размышления о бренности бытия.
- Отсутствие адаптации к неудачам.
- Интерес к противоположному полу, пробы наладить взаимоотношения.
Внутренний конфликт
Сильное желание уверенно чувствовать себя в компании, разделять ее нормы и интересы с одной стороны, и при этом не терять свою индивидуальность, свободно высказывать свои мысли и выражать чувства с другой.
- Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье. Стремление обзавестись верным другом.
- Отсутствие адаптации к положению «худшего».
- Интерес к вопросу «соотношения сил» в классе.
- Одиночество. Именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у подростка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира.
Как общаться с подростком
- Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Будьте всегда чуткими к делам детей.
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
- Научите подростка преодолевать трудности.
- Сравнивайте ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед. · Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии собственной личности).
- Информируйте ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
Рекомендации для родителей.
Внимательно выслушайте подростка, упоминающего о суициде. В состоянии душевного кризиса прежде всего нам необходимо высказаться. Если родитель не готов ТАКОЕ слышать, то ребенок не будет откровенен. Постарайтесь понять проблему, скрытую за словами подростка. Сразу обращайтесь к специалистам, не игнорируйте малейшие тревожные признаки.
Оцените серьезность намерений и чувств подростка. Насколько расплывчаты и не определенные его планы о суициде. Если имеется конкретный план -«нарисована картинка» суицида - то ситуация острая и опасная.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Основания тревожится дают резкие изменения поведения подростка:
1) находившийся в затяжной депрессии подросток вдруг переходит к бурной деятельности;
2) тревожный и мятущийся подросток вдруг успокаивается и затихает, замедляется;
3) подросток становится спокойным и раздаривает свои любимые вещи, гаджеты.
Резкая смена поведения может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находятся в состоянии глубокой депрессии.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Как беседовать с подростком, проявляющим суицидальные тенденции.
Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Важно дать ему возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов. Откровенная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.
- Не впадайте в замешательство, и не показывайте, что вы шокированы темой разговора.
- Не пытайтесь спорить или отговаривать от самоубийства–вы проиграете спор, и вы потеряете доверие.
- Не преуменьшайте (не обесценивайте) боль, переживаемую подростком. Высказывания типа: «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают подростку, что его не понимают.
- Не пытайтесь улучшить и исправить эмоциональное состояние подростка. Ему больно. Очень. Покажите, что вы это понимаете.
- Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы.
- Принимайте проблемы подростка серьезно. Говорите о них открыто и откровенно. Оценивайте их значимость с точки зрения подростка, а не со своей собственной или общепринятой.
- Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе! Ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят чувство вины, поэтому могут навредить: вина – это спутник депрессии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
- изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
- половое сношение и иные'действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
- развратные действия (ст. 169 УК);
- понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
- использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК) и др.
В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 vi др.
Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.
При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, коитус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой контакт все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
® может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий [9].
Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.
К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:
- половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
- мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
- введение различных предметов во влагалище или анус;
* мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.
К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
- демонстрация эротических и порнографических материалов;
- совершение полового акта в присутствии ребенка;
- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.
На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст - 9 лет.
Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4. Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимое™, бессмысленности и бессилия.
Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому) [8].
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью:
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].
Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только
в неблагополучных семьях.
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:
- лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
- подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;
- лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
- лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
- лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
- лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
- лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
- лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.
ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.
Физические признаки
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
- оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);
- анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
- вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
* повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
- боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- рвота;
- потеря сознания;
- болезни, передающиеся половым путем;
- ранняя неожиданная беременность.
Признаками сексуального насилия являются:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
- не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
- сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуальные действия):
- демонстрация интимных частей тела;
- мастурбация;
- необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу;
- сексуальные действия с другими детьми;
- необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:
- трение половыми органами о тело взрослого;
- завлекающее поведение по отношению к взрослым.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- постоянное возбуждение, истерические симптомы:
- стремление куда-то бежать, спрятаться;
- быстрая потеря самоконтроля;
- нервные срывы, истерики;
- вспышки агрессивности;
- депрессивные симптомы:
- замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;
- задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
- переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
- проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
- непристойные выражения;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- жестокость по отношению к игрушкам;
- самоагрессия:
- причинение травм и увечий самому себе;
- курение, употребление алкоголя, наркотиков;
- побеги из дома, прогулы школы;
- проституция;
- попытки совершить суицид или желание — это сделать;
- возникшие трудности в общении с ровесниками:
- нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;
- отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей своего возраста;
- отчуждение от братьев и сестер;
- поведенческие изменения:
- возврат к детскому, инфантильному поведению;
- наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- изменения в отношении к собственной внешности:
- утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;
- наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
- крайняя настороженность, подозрительность;
- амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);
- рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»),
Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
- виктимность (жертвенность) ребенка: неспособность защитить себя, не сопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- навязчивая зависимость;
- чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- неожиданные, резкие перемены к:
- конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);
- месту («Я не могу ездить в лифте»);
- любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
- изменение отношения к школе и учебной деятельности:
- резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
- пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
- изменение отношения к семье:
- принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
- снижение самооценки:
- обесценивание собственной личности, недовольство собой, презрение, чувство собственной неполноценности;
- чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощущение вторжения в «интимную» зону;
- маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией всемогущества («Я могу заставить его сделать все!»);
- жажда победы и самоутверждения любой ценой;
- вина, стыд, чувство собственной испорченности:
- чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
- восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
- синдром «испорченного товара» (ребенок ощущает себя непривлекательным);
- в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).
Появление невротических и психосоматических симптомов:
навязчивые страхи, тревога:
- боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
- боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье вовремя медицинского осмотра);
- сопротивление тактильным контактам:
- нежелание, чтобы целовали, обнимали,
- нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
- боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
- нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бессонница);
- боязнь телесных повреждений;
- резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;
- тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).
Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
- своевременное оказание помощи семьям группы риска;
- профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;
- правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся следующие мероприятия;
- разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;
- предупреждение противоправных действий окружающих:
- информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;
- проведение тренингов по формированию навыков безопасного поведения;
- информирование(размещение на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и других учреждений информации об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении);
- мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни подростковых и молодежных группировок,вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т. д.;
- создание подростковых клубови иных объединений для проведения полноценного досуга,развития познавательного интереса и творческих способностей несовершеннолетних.
Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность.
На этом этапе большую роль играют:
- юридическая помощь потерпевшим,предоставляемая в правоохранительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;
- медико-психолого-педагогическая помощьпо телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.
Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для использования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно использовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.
Рекомендации детям
Правило пяти «Нельзя!»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
- Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
- Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
- Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Все равно скажи: «Нет!».
Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
Правила поведения в собственном доме (своей квартире):
- Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
- Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.
- Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.
- Будь внимателен, выходя из квартиры.
- Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
- Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
- Будь внимателен, входя в квартиру.
- Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости никого нет. Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.
Правила поведения в подъезде
- Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.
- Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а погуляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, идущему навстречу.
Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.
- Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.
» Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
9 При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
Правила поведения в лифте
- Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.
- Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
. Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
. Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
- Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома. Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.
. Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
- Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор;
- Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу;
- Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.
Правила поведения на улице
- Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу идущему транспорту.
- Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
- В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
- Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу незнакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.
- Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
- Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
- В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобуса на одной с тобой остановке.
- Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
- Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
- Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.
- Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.
- В школу или из школы желательно ходить группой.
Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец
- Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
- Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
- Не жди, когда он тебя схватит.
- Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
- Убегай туда, где много людей используй любые подручные средства для защиты: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
- Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
- Как только он ослабит хватку - убегай.
- Если нападающих несколько (а так всегда и бывает), не позволяй зажать себя в кольцо.
- Громко кричи «Помогите!», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь или позвонить в полицию.
- Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
- Если тебя пытаются окружить, беги на дорогу. Автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель сможет помочь отогнать обидчиков. Главное - не попасть под колеса!
Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в чужом автомобиле
- Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
- Если ты все же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер и марку автомобиля. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры, даже если среди них есть женщины.
- Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.
- Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.
- Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то постарайся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
- Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси остановиться и выйди из машины.
Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляющемуся на вечеринку/в гости/в ресторан
- В большинстве случаев уже одно только согласие девушки пойти в ресторан с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем
это закончится, и согласна на это. Последующее сопротивление может восприниматься просто как заигрывание.
- Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзьями, во время вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!
- В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощавшись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.
- Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, сказав решительно однозначно «Нет!».
- Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дискомфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувствуешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.
- С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
- Если ты находишься с кем-то, кто заставляет тебя чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или выказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
- Если давление по отношению к тебе все-таки продолжается, не бойся шума или скандала: несколько минут смущения лучше риска изнасилования.
- Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!
- Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попроси провожающего тебя записать номер и марку автомашины.
- Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых встретить или забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею. Это придаст тебе большей уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.
Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:
- находится к тебе слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который ты при этом испытываешь;
- пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
- не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства;
- ведет себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так.
Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных местах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).
При этом, если у тебя есть отношения с кем-либо, нужно понимать:
- в нормальных здоровых отношениях обе стороны уважают личные права и границы другого;
- необходимо отказываться от половых отношений с тем, кто отказывается использовать соответствующее предохранение;
- не все ведут половую жизнь; многие подростки готовы подождать, это совершенно нормально.
Психологические особенности пубертатного (подросткового) периода
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
Подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.
Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.
Экзамен без стресса
- Подготовку к экзамену рекомендуется закончить в 17-18 часов. В последние часы заниматься лихорадочной зубрежкой непродуктивно: опыт показывает, что чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше их остается в голове.
- Судорожное наверстывание учебного материала не поможет. От таких занятий в голове останется лишь мешанина. Придется уповать только на везение.
- Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой.
- Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающими успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку, принять душ. Для того чтобы «разгрузить мозги», накануне экзамена очень полезно посмотреть комедию или юмористическую передачу. Научно доказано: смех не только снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон, но и чудодейственным образом активизирует умственные способности и сообразительность.
- Перед экзаменом важно как следует выспаться!
Для того чтобы ты без труда смог уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключи из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу.
- Используй психологическую технику «Созидающая визуализация». Перед сном лежа в постели в расслабленном состоянии постарайся представить себе (визуализировать) процесс сдачи предстоящего экзамена.
Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями.
Представь, что из груды экзаменационных билетов ты вытаскиваешь самый подходящий и уверенно и правильно отвечаешь на все основные и дополнительные вопросы экзаменаторов.
Словно на экране ты видишь и слышишь не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что удовлетворены твоим ответом. Представь себе, что в конце твоего ответа экзаменаторы высказывают одобрение и ставят тебе желаемую оценку. На душе у тебя легко и радостно. «Отрепетируй» свои предстоящие действия и настрой себя только на успех.
Воспроизводи эту воображаемую картину как можно чаще, и при наступлении часа «Х», ты не испытаешь сильного страха и волнения.
Удачи!
Полезные советы девушкам – как избежать насилия?
- Всегда помните: если на вас короткая юбка, едва заметные шорты, голый живот, пирсинг, наколки, хриплый грудной голос и свободная поза – всего лишь дань моде, то для трех четвертей мужчин – намек на то, что вы легко доступны и не прочь завести случайные связи. Провоцирующая внешность является причиной большинства изнасилований.
- Отправляясь вечером по увесилительным заведениям, откажитесь от обуви на высоких каблуках. Далеко вы на них не убежите, а даже если скроетесь в темноте – стук каблуков укажет, где вас искать.
- Приобретите баллончик с газом или перцовой смесью. Это оптимальный вариант, поскольку дамы редко находят в себе силы выстрелить из газового пистолета, а чтобы использовать электрошокер, надо быть рядом с преступником, который, скорее всего, заломит вам руку быстрее, чем получит удар тока.
- Никогда не пейте напитки и не берите угощения, предлагаемые вам соседями по столику в кафе или баре, случайными знакомыми, попутчиками и т.д. Туда могут подмешать усыпляющие, временно парализующие и иные химические вещества.
- Не сообщайте случайным знакомым, где вы живете и на чем собираетесь отправиться домой. Не позволяйте им себя провожать – тем более до квартиры, к которой ведет пустой подъезд. Даже если новый знакомый довел вас до дома, не набирайте в его присутствии код замка на входных дверях. Завтра он может встретить вас уже внутри.
- Передвигаясь по улице, держитесь подальше от проезжей части, чтобы вас силком не затащили в машину. Ни в коем случае не соглашайтесь на предложение водителя притормозившего автомобиля подвезти вас до дома.
- Никогда не останавливайте попутку или такси, если в кабине находится более одного человека. В машине садитесь обязательно на заднее сиденье, поближе к двери. Желательно под любым предлогом приоткрыть окно – через него можно позвать на помощь. Следите за водителем. Если он начинает внимательно рассматривать вас в зеркальце, «пускать слюни», шарить в бардачке – немедленно требуйте остановить, чтобы покинуть машину.
- Никогда не срезайте расстояние через пустынные парки и скверы, темные переулки и дворы. Ходите только по хорошо освещенным улицам, на которые выходят окна жилых домов.
- Убегая от насильника, не стесняйтесь кричать, особенно если это происходит во дворах жилых домов, стучать в окна квартир и т.д. Лучше кричать о том, что начинается пожар или из двора угоняют автомобиль – тогда в окнах обязательно появятся встревоженные физиономии.
- Если вы, спасаясь от насильника, пробегаете мимо оставленных на ночь автомашин или витрин закрытых магазинов – бейте по стеклам. Вы их вряд ли разобьете, зато включится сигнализация, и поднявшийся вой отпугнет негодяя.
- Никогда не входите в лифт, если там уже находятся незнакомые вам люди. Если прибыл лифт, а к вам подошел незнакомый мужчина, то сделайте вид, что вы ищете в сумочке телефон, записную книжку или просто помаду: пускай незнакомец едет один, а вы отправляйтесь следующим рейсом.
Как стать оптимистом
Не бойтесь перемен
Мы часто цепляемся за привычное, знакомое, даже если оно причиняет неудобства и страдания. Потому что так удобнее. Мы отказываемся шагнуть вперёд, даже если абсолютно уверены, что это будет правильно. Потому что боимся перемен. Но чаще всего наши страхи исчезают, как только мы начинаем их анализировать. Дайте волю фантазии, представьте всё самое плохое, что может с вами случиться, доведите свой страх до размеров абсурда.
А если у вас есть реальные источники для беспокойства, то используйте их как руководство к действию: «Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы подготовиться к будущему?» Ведь ничто не избавляет от тревожности быстрее, чем действие.
Ищите реальные цели
Поставленная вами цель должна быть конкретной и измеряемой. На пути её осуществления должны быть определённые этапы. Она должна быть достижимой.
Не пытайтесь, делайте
Если уж Вы решились, то не пытайтесь, а действуйте.
Когда Вы говорите: «Я попытаюсь», Вы тем самым внушаете себе и другим, что у вас не получится, не смотря на все усилия. Вы заранее программируете себя на неудачу. Поэтому старайтесь как можно реже употреблять это слово. Но если Вы не можете набраться храбрости для решительного поступка, пересмотрите свои цели. Может быть они не Ваши?
Не бойтесь ошибок
Чтобы преуспеть мы должны быть готовы к провалу. Истинный успех – это всегда последнее звено в цепи неудачных попыток сделать всё правильно.
Поэтому, не бойтесь действовать.
Для того чтобы наслаждаться радостью от собственного успеха, вы должны допускать существование ошибок.
Как противостоять желанию попробовать наркотик или предложению со стороны «друзей»?
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЖЕЛАНИЮ ПОПРОБЫВАТЬ НАРКОТИК ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЮ СО СТОРОНЫ «ДРУЗЕЙ»?
Надо, прежде всего, всегда помнить, что ВЗРОСЛЫЙ – это ЧЕЛОВЕК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ, УМЕЮЩИЙ ВЫБИРАТЬ и ОТКАЗЫВАТЬСЯ
Любопытство не порок, но его надо уметь направлять и ограничивать. Риск должен иметь какую-то оправданную цель.
Дружбу не завоевывают слепым подражанием или отказам от себя, своего мнения, если лидер, «кумир» принимает наркотики – значит, он только носит маску «сильного», а сам раб привычки, раб своей страшной болезни. Стремясь быть признанным в среде значимых для тебя людей, ты принимаешь их стиль поведения и привычки. Ты такой же, как все. Но заслужить истинное уважение окружающих можно, лишь проявив независимость, самостоятельность в выборе решений. У тебя должна быть своя жизненная позиция, и этот выбор не зависит от других. Это проявление силы твоего характера, а не слабости. Уговоры о доказательствах твоей взрослости, мужественности – не более чем утопия. Никакой смелости в пробе, а тем более употреблении наркотиков, нет. Наоборот, смелым себя может считать лишь тот, кто не идет за другими, отказываясь от яда. А кто поступает, как другие в его компании, лишь бы над ним не смеялись, тот и есть трус.
Педагог-психолог
Ваша привлекательность
Многие считают, что привлекательны те, кого природа наделила внешней красотой. Но это не всегда так: безупречно красивый человек может быть неприятным в общении, а ничем не примечательный оказаться тем, к кому тянутся люди. В чём секрет? Можно ли научиться быть привлекательным?
Как избавиться от неуверенности?
Каждый день жизнь ставит нас перед выбором. Выбор может быть важным или несерьёзным, обыденным или судьбоносным. Но в любом случае, нам приходится принимать решение, опираясь на собственный опыт и знания. Или на опыт и знания других людей. Именно так и поступают неуверенные в себе люди.
Подростковые годы - естественная и неизбежная «ступень» между детством и зрелостью - всегда непросты как для самого взрослеющего ребёнка, так и для окружающих. Качественные изменения личности, радикальная перестройка всего самосознания, появление способности к абстрактному мышлению происходят на фоне полового созревания, ставящего множество вопросов и нередко сопровождаемого различными комплексами и неуверенностью в себе.
Вот несколько советов, как изменить ситуацию и побороть неуверенность в себе.
1. Определите свои положительные свойства. Каковы ваши лучшие качества? Что вам удаётся? Включите в этот список достижения, которыми вы гордитесь. Размышляйте об этом. Похлопывайте себя по плечу!
2. Установите свои собственные стандарты вместо того, чтобы сравнивать себя с другими.
3. Помните, что идеальных людей не бывает. Если вы будете предъявлять к себе сверхчеловеческие требования, вы быстро выдохнетесь. Поэтому расслабьтесь. Не будьте столь беспощадны к себе. Принимайте себя, как есть, и на этом стройте свою жизнь.
4. Выберите себе хобби. Найдите что-то, что радует вас и вызывает у вас чувство гордости.
5. Подбадривайте себя. Чаще говорите себе: «Я могу», «Это получится», «Сегодня у меня будет хороший день». Или: «В следующий раз у меня получится лучше». Так, поощряя себя, вы поднимете своё настроение.
6. Всегда принимайте комплименты. Не стесняйтесь их. Просто отвечайте искренним «спасибо». Даже если поначалу вам будет неловко, сделайте это полезной привычкой!
7. Ищите в других положительные качества. Попробуйте говорить что - нибудь приятное всем, с кем встречаетесь, неважно что. Если вы ищете
хорошее, вы найдёте его! И это заражает — другие тоже начнут видеть в вас хорошее.
8. Старайтесь окружать себя хорошими людьми. Знакомые и друзья влияют на наши мысли, чувства и поступки. Выбирайте таких друзей, которые, радуясь жизни, заставят радоваться и вас. Такие солнечные души испускают лучи вдохновения и уверенности.
9. Думайте о своём будущем в положительном ключе. Посвятите несколько минут тому, чтобы представить, как вы добиваетесь своих целей.
10. Держите голову выше. Шагайте прямо, спокойным и твёрдым шагом. Вы дадите знать миру (и себе), что с чувством собственного достоинства у вас всё в порядке.
11. Улыбайтесь! Разве есть лучший способ сообщить другим, что вы счастливый, уравновешенный человек, которому есть что предложить окружающим?
Вашей наградой будет гордость, уверенность, вера в себя. А также умение решать проблемы, быть независимым. И это далеко не всё, что ожидает вас, когда вы распрощаетесь с неуверенностью.
Так вперёд — примите вызов жизни с её неоднозначными ситуациями! Вы удивитесь, как быстро придёт к вам уверенность.
Посмотрите в зеркало — и вам понравится тот, кого вы там увидите.
Если ребёнок агрессивен
Первое правило подавления агрессии подростков — не проявлять агрессию самому. Вместо того, чтобы успокоить ребенка, родительская агрессия зачастую вызывает эффект «снежного кома», только усугубляя ситуацию. Так что возьмите себя в руки. Кстати, это же касается и проявления агрессии к другим членам семьи: если подросток видит, что его родители ругаются, он может брать с них пример: вам можно, а почему мне нельзя?
Что делать родителям?
Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка ”лицом к себе ”, попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству — все это поможет вам "переключить” его энергию при условии ненавязчивого контроля.
Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком”, от которого ничего не зависит.
Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых. Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда "воспитывать” себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь "потому что”.
В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.
Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите подростка возможности действовать
назло и в то же время заставите его задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство ответственности.
Научите его состраданию. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.
Уважайте индивидуальность подростка.
Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие человека осуществляется в деятельности — об этом никогда не следует забывать. В том случае, если подростку предоставить возможность деятельности социально значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.
Агрессия подростков может быть направлена в другое русло. Иногда спорт и творчество помогают преобразовать проявления агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив таким образом первопричину агрессии. Если ребенок стал совсем неконтролируемым, проявляет физическую агрессию по отношению к ровесникам и даже взрослым, может понадобиться помощь специалиста. Но учтите, что нельзя просто сдать ребенка на руки психологу и надеяться на то, что он решит все проблемы. Часто родители усугубляют проявления подростковой агрессии, так что, возможно, психолог посоветует и вам кое-что пересмотреть в вашем поведении и отношениях с ребенком. Агрессия подростков — это, пожалуй, самое неприятное проявление подросткового возраста, с которым непросто бороться, но для любящих родителей нет ничего невозможного!
Определение жизненных ценностей
Успеваете ли вы жить или погрязли в рутине? Занимаетесь ли вы каждый день тем, что вам нравится или живете механически, как будто выполняете давно составленную программу?
Для того чтобы жизнь не казалось пролетающей мимо и пустой, вы должны очень хорошо представлять себе ее основные цели. Существует весьма эффективный метод определения жизненных целей. Его разработал Алан Лакейн, ведущий мировой специалист в области тайм-менеджмента. Метод весьма прост.
Вам понадобится ручка, несколько листов бумаги и пятнадцать — двадцать минут свободного времени.
1. Напишите на листе бумаги за две минуты ответ на вопрос: «Каковы мои основные жизненные цели?» Пишите все, что приходит вам в голову. После потратьте еще две минуты на то, чтобы систематизировать и проверить, получившийся список ответов.
2. За две минуте ответьте на вопрос: «Каковы мои цели на ближайшие 2-4 года?» Затем еще две минуты используйте на то, чтобы поразмыслить и дописать что-то, если вы вдруг забыли.
3. А теперь представьте, что через шесть месяцев вас поразит молния, и вы погибните. Напишите за две минуты ваши цели на ближайшие полгода. Еще две минуты возьмите на то, чтобы все проверить и дополнить, если необходимо.
Вопрос о шести месяцах служит для того, чтобы подвести вас к осознанию, на сколько счастливо вы живете. Если ответы на первые два вопроса и на третий существенно не различаются и являются продолжением друг друга, значит, вы удовлетворены тем, что делаете. Если ответы резко противоположные, значит, вам нужны перемены. Нет смысла ждать конца жизни, как в смоделированной ситуации с молнией, чтобы начать делать то, что вам действительно нравится. Правильно управляя своим временем, вы можете заняться этим уже сейчас.
Возможно, между какими-то вашими целями существует конфликт. Например, вы хотите тратить много времени на карьеру, но тогда пострадает ваша личная жизнь. Чтобы разрешить такое противоречие, необходимо расставить приоритеты.
Возьмите три списка ваших целей и выберете в каждом из них по три наиболее значимые для вас. Затем из полученных девяти целей выберите три самые важные для вас и запишите их на отдельном листе. Это и есть ваши ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ, существующие на данный момент.
Не важно, хотите ли вы строить каркасные дома или отношения с любимым человеком, учить редкие языки или путешествовать, делайте то, что для вас важно, тратьте время именно на это!
Живите именно сегодня и сейчас!
Как развить коммуникабельность
Что особенного в коммуникабельном человеке? Ему нравится общаться, он получает удовольствие от самого процесса, а не от результата. Но это еще не все. Коммуникабельность помогает знакомиться с новыми людьми, налаживать контакты, быть уверенным в любой сложной ситуации, проявлять гибкость и понимание в общении. Тем, кто сумел развить коммуникабельность, легко привыкнуть к любым условиям, проводить сложные переговоры, стать лидером в коллективе и проявлять инициативность.
Если вы не можете назвать себя коммуникабельным человеком, вам сложно начать разговор первым, и, если к вам подходят знакомиться, вы начинаете испытывать стеснением, то, скорее всего, вам нужно развивать коммуникабельность. Но не переживайте, это совсем не сложно, просто запомните несколько советов и старайтесь им следовать.
Советы для развития коммуникабельности
1. Не избегайте общения, если с вами идут на контакт
Вам кажется, что вы любите и умеете общаться, но присмотритесь к себе и проанализируйте свое поведение. Возможно, вы заблуждаетесь. Просто ответьте на несколько вопросов и поймете, действительно ли вы общительны или вам нужно развивать коммуникабельность. Представьте, что вам навстречу идет знакомый, но у вас нет настроения с ним разговаривать. Что будете делать: начнете диалог или перейдете на другую сторону дороги? Если вы стоите на остановке, и подъезжает ваш автобус, в котором сидит малознакомый вам человек, сядете в транспорт или подождете другой? Если вы решили во всех приведенных случаях уйти от общения, то вы не слишком коммуникабельны. Чтобы стать общительнее, не избегайте встреч с незнакомыми или малознакомыми людьми. Не переживайте, если вначале вы чувствуете стеснение, со временем это делать будет каждый раз легче, вы не заметите, как неловкость пропадет.
2. Воспринимайте любое общение как удовольствие, а не пытку
Если вы решили развивать коммуникабельность, то запомните основное правило – от общения нужно получать удовольствие. Никогда заранее не настраивайтесь на скучную или неприятную беседу, ведь сами можете изменить русло разговора. Например, если вы скоро будете встречаться со знакомым, который монотонно и неинтересно рассказывает, то не ставьте на таком общении крест, смирившись, что придется целый вечер слушать жалобы на жизнь и глупые рассказы. Но ведь вам не всегда нужно слушать, начните говорить сами, это тоже доставляет удовольствие, особенно, если собеседник вас внимательно слушает. Не готовьтесь к неприятному разговору, знайте, что особенности общения зависят не только от собеседника, но и от вас. Если вы начнете получать удовольствие от разговоров, то каждая беседа станет для вас увлекательным занятием.
3. Будьте не просто собеседником, а инициатором
Если вы начнете проявлять инициативу в общении, то вам станет намного проще общаться. Начните вначале хотя бы замечать знакомых, с которыми может вам и неприятно общаться. Если вы едете в одном автобусе или вагоне метро с малознакомым человеком, то можете опустить глаза и не заметить его или заговорить и понять, узнал вас собеседник, хочет общаться или нет и т.д. Чтобы развить коммуникабельность, просто начните диалог, вы все поймете, так будет проще, чем постоянно думать и мучиться, что о вас подумали.
4. Избавьтесь от формальностей в общении
Все, кто живет в больших городах, постоянно куда-то спешат или не хотят общаться. Когда собеседник спрашивает: «Что нового?» или «Как дела?», многие отвечают «все хорошо» или «как всегда». Такая сухость в общении никак не развивает коммуникабельность, а показывает ваше неуважение или безразличие к собеседнику. Задержитесь на время, расскажите немного о своей жизни, задайте встречные вопросы знакомому.
5. Работайте над своим артистизмом
Просто поддерживать беседу недостаточно, развивайте свои жесты, интонацию, совершенствуйтесь в ораторском искусстве. Все коммуникабельные люди – прекрасные рассказчики, они умеют сочно рассказывать обо всех деталях, перевоплощаются и могут легко адаптироваться к общению с человеком из любой социальной группы.
6. Забудьте о пессимизме раз и навсегда
Если вы стремитесь развить коммуникабельность, то придется забыть о том, что такое плохое настроение и пессимизм. Чтобы открыто общаться с человеком, улыбайтесь, представляйте, что все хорошо, ведь ничего приятного от отрицательных мыслей не будет.
Не каждый человек с рождения одарен развитой коммуникабельностью. Но он может стать прекрасным оратором, если будет постоянно учиться и стремиться к общению. Главный учитель – это жизнь. Ведь ежедневно, хотим мы этого или нет, общаемся с коллегами на работе, дома с супругом и детьми, иногда удается завести новые знакомства и выгодные профессиональные связи.
10 советов по улучшению настроения
10 советов по улучшению настроения:
- Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, научитесь контролировать себя. Не обижайтесь по пустякам, постарайтесь не ссориться с близкими вам людьми, прощайте их. Прощая, вы избавляетесь от гнева и мстительных чувств, которые разрушают в первую очередь вас самих.
- Попробуйте смотреть на мир с юмором. Даже если вас оскорбили или вы попали в непростую ситуацию, всё равно улыбнитесь и скажите себе: «И это тоже пройдёт!»
- Не сидите дома, обижаясь на весь мир!Можете не сомневаться: на улице, в компании друзей и знакомых настроение плохим не бывает. Доказано!
- Внесите в свою жизнь элементы новизны. Психологи рекомендуют время от времени изменять устойчивые привычки – например, завести новое хобби или сменить стиль одежды. Подберите новый гардероб. Ничто не действует так положительно на настроение, как внимание окружающих.
- Научитесь расслабляться. Когда выполняете какую-нибудь нудную работу, думайте о чём-нибудь приятном. Например, о предстоящей встрече с друзьями или любимым человеком. А еще вспомните о таком чуде, как аромалампа. Эфирные масла, которые положительно влияют на настроение и душевное состояние: мандарин, апельсин, лимон, грейпфрут, бергамот.
- Займитесь плаванием. Вода помогает телу отдохнуть и расслабиться, повышая тонус и настроение. Кроме того, возможность несчастного случая или травмы при плавании минимальна, в отличие от многих других видов спорта.
- Остановитесь, оглянитесь… Иногда люди оказываются в западне просто потому, что не находят времени задуматься, в нужном ли направлении они двигаются. Следует вовремя наводить порядок в мыслях, целях, связях, так же, как вы регулярно делаете уборку в помещении.
- Относитесь к жизни проще. В жизни всегда есть место подвигу, однако нужен он далеко не всегда. Старайтесь сосредоточиться на том, что вы делаете в данную минуту. Часто именно это способствует успеху. Радуйтесь даже мелким успехам и маленьким достижениям.
- Сохраняйте чувство перспективы. Жизнь есть движение, и то, что сегодня представляется трагедией, возможно, завтра вызовет улыбку. Не зря говорят – «утро вечера мудрее».
- Если вам хочется полежать в постели и похандрить, лучше не идти на поводу у этого желания, обычно оно затягивает в воронку уныния. Двигайтесь– и ваши эмоции также станут более подвижными. Посмотрите фильм, сделайте уборку. Это самый эффективный способ предотвратить депрессию в зародыше.
Аргументация
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРГУМЕНТАЦИИ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ПОЗИЦИИ, РЕШЕНИЯ
- Оперировать простыми, ясными, точными понятиями.
- Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику:
а) открыто признавать правоту собеседника, а потом приводить собственные аргументы;
б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;
в) сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные аргументы;
г) сохранять вежливость.
- Учитывать личностные особенности собеседника:
а) нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника;
б) избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события;
в) употреблять понятную собеседнику терминологию;
г) соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.
- Пытаться, как можно нагляднее излагать свои доказательства, идеи и соображения:
а) использовать ручку и бумагу для рисования схем, конспектировать ход беседы;
б) использовать сравнения, но без преувеличений, так как они вызывают недоверие.
- Не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1-2 ярких довода достигают большего эффекта.
- Использовать специальные приёмы аргументации:
а) метод перелицовки – постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путём поэтапного прослеживания решения проблем вмести с ним;
б) метод «салями» — постепенное подведение собеседника к полному согласию с Вами путём получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;
в) метод расчленения – разделение аргументов партнёра на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции;
г) метод положительных ответов – такое построение разговора, когда партнёр на Ваши первые вопросы отвечает «Да… да… да…» и потом продолжает соглашаться с Вами уже по более существенным для дискуссии вопросам;
д) метод классической риторики – согласия с высказываниями партнёра с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнёра);
е) метод замедления темпа – умышленное медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнёра;
ж) метод двухсторонней аргументации – указание, как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого Вами решения (этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника).
7. Своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов.
Советы психолога родителям подростков
- Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
- Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
- Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
- Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
- Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.
- Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
- Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
- Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.
- Если Вы сумеете установить с ним дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.
- Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
- Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.