Аттестация педагогов
Онищук И.А., председатель аттестационной комиссии учреждения образования «Молодечненский государственный колледж»
Формирование у педагогов умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие рефлексивных, коммуникативных, исследовательских способностей является актуальной задачей системы повышения квалификации. Важную роль в решении этой задачи играет аттестация педагогических кадров.
Аттестация педагогических кадров — это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.
Ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов являются понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность».
Квалификация — это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных.
Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная компетентность обеспечивается знаниями в следующих областях:
- специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
- методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
- психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).
Итогам аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем его профессионализма.
Основные задачи аттестации:
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
- способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.
Основные принципы аттестации:
- коллегиальность,
- системность,
- открытость,
- целостность экспертных оценок.
Они обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам.. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.
Проведение аттестации педагогических кадров осуществляется в соответствии с нормативными документами:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011., №13, 2/1795);
2. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава учреждений высшего образования), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 №101
3. Положение о квалификационном экзамене(приказ Министерства образования Республики Беларусь № 456 от 07. 12. 1995 г. — сборник приказов РБ № 2 1996 г., «Кіраванне ўадукацыі» № 2 1996 г.);
4. Квалификационные характеристики(квалификационный справочник. Должности служащих, занятых в образовании. Мн.: НИИ труда. Постановление Министерство труда Республики Беларусь от 28.04.2001 г. № 53 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 105 от 21.10. 2011 г. — о внесении изменений и дополнений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих).
Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников
- Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.
- Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования учащихся, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.
- Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.
Дифференцирующими для присвоения категорий являются характеристики «владения современными образовательными технологиями», «участия в методической работе», «включенности в инновационную деятельность».
Показатели владения современными технологиями:
- обучаетучащихся определять границы своих знаний, ставить проблему;
- обучает учащихся осуществлять контроль и самооценку своей деятельности;
- использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- организует проектные и событийные формы работы;
- применяет информационные технологии в образовательном процессе.
Показатели включенности в методическую работу:
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.;
- разработка программной документации по дисциплинам (факультативам);
- участие в методических и профессиональных конкурсах;
- разработка и оформление методических материалов;
- составление учебно-методических комплексов по дисциплине (теме, специальности и т.д.).
Показатели инновационной деятельности:
- осмысление собственного педагогического опыта;
- изучение новаторских методик современной педагогики;
- новаторские идеи педагога;
- внедрение и использование новых педагогических технологий.
Изучение педагогической деятельности аттестуемых
Для объективности проведения экспертизы аттестационная комиссия разрабатывает качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определяет критерии соответствия аттестуемого заявленной категории.
Основные показатели соответствия аттестуемого заявленной категории.
1. Профессиональная компетентность
- Знание нормативной правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
- Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, цели и задачи урока, формы, методы, технология проведения урока)
- Знание современных достижений в методике преподавания.
- Знание новых педагогических концепций.
- Знание теории педагогики и возрастной психологии.
- Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
- Работа по самообразованию, степень реализации.
- Создание и развитие образовательной среды предметного кабинета.
- Участие в методической (научно-методической) и инновационной работе.
- Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
- Участие в профессиональных конкурсах.
2. Результативность педагогической деятельности
- Выполнение учебных программ.
- Динамика уровня облученности учащихся. Перевод учащихся на более высокий уровень познавательной деятельности.
- Результаты ВШК.
- Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.
- Индивидуальные достижения учащихся по преподаваемому предмету.
3. Коммуникативная культура
- Коммуникативные и организаторские способности.
- Способность к сотрудничеству с учащимися.
- Готовность к сотрудничеству с коллегами.
- Педагогическая культура аттестуемого.
- Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
- Педагогический такт.
- Педагогическая культура речи.
- Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.
Формы аттестации
Формы аттестации учитывают весь спектр профессиональной деятельности и достижений педагога и определяют существенные стороны педагогической и методической деятельности, что позволяет педагогу проектировать собственную деятельность.
В аттестации существенное значение имеют формы квалификационных испытаний. При этом очень важна ответственность аттестуемого за выбор формы квалификационного испытания, которая наиболее адекватна его индивидуальности. Педагогу в зависимости от категории, на которую он претендует, могут быть предложены следующие формы квалификационных испытаний:
Формы | Квалификационные категории | ||
Вторая | Первая | Высшая | |
Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития | + | + | + |
Защита творческой разработки | + | ||
Проведение открытого урока или внеклассного мероприятия | + | + | + |
Презентация дидактических и методических материалов, характеризующих опыт работы аттестуемого | + | + | |
Представление и защита опыта работы по какой-либо педагогической (методической) проблеме | + | + | |
Рефлексивная оценка результатов экспериментально-инновационной деятельности | + | + | |
Творческий отчет | + | + | |
Презентация портфолио | + | + |
Перечень предложенных форм квалификационных испытаний может быть дополнен. У каждой из вышеперечисленных форм – своя процедура.
Творческий отчет
Творческий отчет – это претендующее на новизну и оригинальность формы и результата квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить систему деятельности аттестуемого.
Творческий отчет должен включать:
- выступление педагога, раскрывающее опыт его работы;
- открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету;
- демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы.
Требования к творческому отчету:
- название должно отражать основную идею опыта;
- в выступлении должна быть обоснована актуальность и практическая значимость опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса;
- научное обоснование опыта (теоретическая база);
- описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы педагогической деятельности;
- полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;
- длительность апробации опыта.
Открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету позволяют смоделировать фрагмент педагогической или воспитательной деятельности аттестуемого, получить представление о профессиональной компетенции учителя, наглядном уровне его педагогического мастерства. Цели открытого урока (внеклассного мероприятия по предмету) должны соответствовать теме творческого отчета. Формы, методы и педагогические технологии, применяемые на уроке (внеклассном мероприятии) должны выбираться с таким расчетом, чтобы зафиксировать внимание экспертов на основных элементах представляемого педагогического опыта.
В содержание выставки учебно-методического комплекса могут входить:
- варианты авторских программ, статьи, доклады;
- разработки отдельных тем, поурочные планы;
- авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, таблицы;
- рисунки, поделки детей и т.д.
Творческий отчет оценивается по следующим показателям:
- обоснованность необходимости и актуальности методики, образовательной программы, образовательной технологии;
- наличие обоснования результативности и эффективности изменения педагогической деятельности;
- качество выступления.
Творческий отчет оценивается положительно, если выполнены предъявляемые к нему требования.
Презентация портфолио
Презентация портфолио — форма квалификационного испытания, в ходе которого аттестуемый представляет аттестационной комиссии свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, выступления, сопровождаемого компьютерным показом и др.
В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о профессиональной компетентности. Основная цель презентации – представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (межаттестационный период).
Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития.
Ориентация педагога на самообразование, на саморазвитие, на самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике — это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности. Поэтому одной из форм квалификационных испытаний может быть представление индивидуального плана и результатов профессионального развития.
Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития требует наглядной демонстрации продуктов труда педагога: авторская программа, дидактический материал, открытые уроки (по освоенной методике, технологии и т.д.)
Открытый урок-целью является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей педагога, готовящего урок, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок.
Для проведения открытого урока может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
Защита образовательного проекта – это предъявление проблематики, которой занимается данный педагог в рамках самообразования, и предлагаемых им способов решения.
Проведение защиты профессионального проекта в форме публичного отчета требует от педагога создания рефлексивного текста о своем образовательном проекте. Готовность создать такой текст и является опосредованным показателем способности педагога работать в инновационном режиме.
От традиционного «открытого урока» защита проекта отличается тем, что она предполагает не демонстрацию изолированного фрагмента взаимодействия с учащимся, а отражение подлинной единицы деятельности педагога – решения профессиональной проблемы.