Правовое просвещение

Памятка по выявлению фактов насилия в семье

ПАМЯТКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОВ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

ВАС ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ ЕСЛИ:

  • Уровень эмоционального развития не соответствует физическому (эмоционально ребенок проявляет высокий уровень осведомленности о половых отношений и готовность к ним при физической незрелости, плохо понимает себя и окружающих и не может описать, чем отличается от других людей).
  • Ребенок стесняется своего тела, одевается не по размеру в слишком большую, которой пытается прикрыть свои части тела, или в слишком откровенную одежду.
  • Как правило, самооценка является заниженной или завышенной (подростки, которые в результате насилия имели травмы, после которых остались шрамы или увечье, в подавляющем большинстве имеют низкую самооценку, из-за чего нередко преувеличивают значимость взрослого человека). Иногда ребенок не идентифицирует себя со своими сверстниками, хотя и не испытывает доверительного отношения к взрослым, является замкнутым.
  • Факт полового созревания воспринимается (особенно девочками) как следствие вызванным ранее физическим вредом.
  • О наличии серьезных психологических проблем свидетельствуют возникновения расстройств желудка, в частности такие заболевания как анорексия и булемия.
  • Свидетельством сексуального насилия над ребенком может быть его восприятие себя как «испорченного» человека, в результате чего он имеет сильное чувство стыда и вины, негативное отношение к собственному телу. У него отсутствует самоуважение. Он проявляет недоверие к другим, боится лиц противоположного пола и физических контактов, подобных объятиям или прикосновениям.
  • Как защитная реакция на подобную ситуацию в семейном окружении для ребенка становится характерным проблемное поведение: он нерегулярно посещает школу, нарушает дисциплину, бывает чрезмерно агрессивным, безосновательно критикует родителей и близкое окружение.

Рекомендации по выявлению жертв насилия

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.

Внешний вид детей:

  • припухлые, «заспанные» глаза;
  • бледное лицо;
  • сосание пальцев, раскачивание;
  • синяки на теле;
  • переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.

Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Поведение пострадавших детей:

  • неожиданная смена настроения;
  • приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
  • ребенок разговаривает сам с собой;
  • игра в воображаемом мире;
  • повышенная агрессивность;
  • хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
  • чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
  • нежелание идти домой, бродяжничество.

Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.

Главными последствиями насилия являются:

  • виктимность — избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;
  • немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости — в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;
  • трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в колледже такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
  • эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
  • задержка физического и психического развития;
  • тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
  • низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
  • вызывающее и эксцентричное поведение — заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём;
  • недоверие к людям.
свернуть

Выдержки из Уголовного кодекса Республики Беларусь

подробнее...

Выдержки из кодекса Республики Беларусь об образовании

подробнее...

Преступления против половой неприкосновенности

подробнее...

Преступления против информационной безопасности

подробнее...

Изменения в кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь

подробнее...

Ответственность за сжигание сухой травы в населённых пунктах

подробнее...

Профилактика преступлении в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

подробнее...

Права и обязанности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, понятого

подробнее...

Ответственность за нарушение ПДД

подробнее...