Сущность педагогического мастерства

Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство — понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство — это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

«Мастер» (в переводе с лат. — начальник, учитель) — это человек, достиг-ший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.

Мастерство (высший уровень профессионализма) — это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические за-дачи): «Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель — это… человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувству-ющий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно» (В. А.  Сухомлинский).

Профессиональная педагогическая техника — совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники:

1) умение педагога управлять своим поведением:

  • владение мимикой, пантомимой;
  • управление эмоциями, настроением;
  • социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;
  • техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности — педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, — умения в области педагогической техники.

Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога
Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего «Я». Психолог С. Л.  Рубинштейн подчер-кивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится.

Педагогический идеал — это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.

Один из основных путей совершенствования личности учителя — самовоспитание — формирование человеком своей личности в соответ-ствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить «дремлющие силы», необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важ-нейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного.

В самовоспитательной деятельности можно выделить несколько блоков:

Этапы самовоспитания

Самоинформирование (самопознание)

Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки.

Самонаблюдение — это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями.

Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно-следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности.

Самооценка — результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) может привести к острому внутриличностному конфликту.

Поставить диагноз себе непросто, так как человеку свойственно преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Л. Н. Толстой отмечал, что человек подобен дроби: числитель ее — то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает.

В самопознании существенную роль может играть ведение личного дневника.

При самоанализе и самооценке, а затем и составлении программы самовоспитания следует учесть ряд моментов:

наличие профессионального идеала; особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов; наличие или отсутствие профессионально значимых качеств; познавательные умения; конструктивные и коммуникативные умения; организаторские умения; профессиональную технику.

Самопознание дает возможность человеку поставить цель совершенствования своей личности, ответить на вопрос: «Каким я хочу быть?».

Программирование и планирование самовоспитательной деятельности

Достижение цели требует разработки и реализации программ самовоспитательной деятельности (в виде конкретного плана), которые могут варьироваться от элементарных (регулярно делать зарядку) до сложных, рассчитанных на длительный период времени.

В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.

6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет’.

Самопобуждение и самоорганизация

Это конкретная самовоспитательная деятельность. Наметив программу самосовершенствования, следует перейти к ее реализации. На данном этапе следует прибегать к самоприказу, самоодобрению и самовнушению, например: «Я не откажусь от принятого решения. У меня хватит сил выполнить его. Я способен преодолеть возникающие трудности. Вперед, за дело — без всяких колебаний».

Очень важно в самовоспитании проверить себя, то есть осуществить самоконтроль (дать оценку тому, что сделал, насколько хорошо выполнено данное себе обязательство).

Добавить комментарий