Аттестация педагогов

Онищук И.А., председатель аттестационной комиссии учреждения образования «Молодечненский государственный колледж»

Формирование  у педагогов умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие рефлексивных, коммуникативных, исследовательских способностей является актуальной задачей системы повышения квалификации. Важную роль в решении этой задачи играет аттестация педагогических кадров.

Аттестация педагогических кадров — это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной  компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей  квалификации.

Ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов являются понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность».

Квалификация — это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных.

Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи  определенной степени сложности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная  компетентность обеспечивается  знаниями в следующих областях:

  • специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
  • методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
  • психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).

Итогам  аттестации  является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем  его профессионализма.

Основные задачи аттестации:

  • стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
  • обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
  • способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.

Основные принципы аттестации:

  • коллегиальность,
  • системность,
  • открытость,
  • целостность экспертных оценок.

Они обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам.. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским  и профессиональным правам лежат в основе  организации работы с аттестуемыми.

Проведение аттестации педагогических кадров осуществляется в  соответствии с нормативными документами:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011., №13, 2/1795);

2.  Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава учреждений высшего образования), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 №101

3. Положение о квалификационном экзамене(приказ Министерства образования Республики Беларусь № 456 от 07. 12. 1995 г. — сборник приказов РБ № 2 1996 г., «Кіраванне ўадукацыі» № 2 1996 г.);

4. Квалификационные характеристики(квалификационный справочник. Должности служащих, занятых в образовании. Мн.: НИИ труда. Постановление Министерство труда Республики Беларусь от 28.04.2001 г. № 53 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 105 от 21.10. 2011 г. — о внесении изменений и дополнений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих).

Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников

  • Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.
  • Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования учащихся, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.
  • Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.

Дифференцирующими для присвоения категорий являются характеристики «владения современными образовательными технологиями», «участия в методической работе», «включенности в инновационную деятельность».

Показатели владения современными технологиями:

  • обучаетучащихся определять границы своих знаний, ставить проблему;
  • обучает учащихся  осуществлять контроль и самооценку своей деятельности;
  • использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
  • организует проектные и событийные формы работы;
  • применяет информационные технологии в образовательном процессе.

Показатели включенности в методическую работу:

  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.;
  • разработка программной документации по дисциплинам (факультативам);
  • участие в методических и профессиональных конкурсах;
  • разработка и оформление методических материалов;
  • составление учебно-методических комплексов по дисциплине (теме, специальности и т.д.).

Показатели инновационной деятельности:

  • осмысление собственного педагогического опыта;
  • изучение новаторских методик современной педагогики;
  • новаторские идеи  педагога;
  • внедрение и использование новых педагогических технологий.

Изучение педагогической деятельности аттестуемых

Для объективности проведения экспертизы аттестационная комиссия разрабатывает качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определяет критерии соответствия аттестуемого заявленной категории.

Основные показатели соответствия аттестуемого заявленной категории.

1. Профессиональная компетентность

  • Знание нормативной правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
  • Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, цели и  задачи урока, формы, методы, технология проведения урока)
  • Знание современных достижений в методике преподавания.
  • Знание новых педагогических концепций.
  • Знание теории педагогики и возрастной психологии.
  • Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
  • Работа по самообразованию, степень реализации.
  • Создание и развитие образовательной среды предметного кабинета.
  • Участие в методической (научно-методической) и инновационной работе.
  • Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
  • Участие в профессиональных конкурсах.

2. Результативность педагогической деятельности

  • Выполнение учебных программ.
  • Динамика уровня облученности учащихся. Перевод учащихся на  более высокий уровень познавательной деятельности.
  • Результаты ВШК.
  • Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.
  • Индивидуальные достижения учащихся по преподаваемому предмету.

3. Коммуникативная культура

  • Коммуникативные и организаторские способности.
  • Способность к сотрудничеству с учащимися.
  • Готовность к сотрудничеству с коллегами.
  • Педагогическая культура аттестуемого.
  • Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
  • Педагогический такт.
  • Педагогическая культура речи.
  • Создание комфортного микроклимата в  процессе обучения и воспитания.

Формы аттестации

Формы аттестации учитывают весь спектр профессиональной деятельности и достижений педагога  и определяют существенные стороны педагогической и методической деятельности, что позволяет педагогу проектировать собственную деятельность.

В аттестации существенное значение имеют формы квалификационных испытаний.  При этом очень  важна ответственность аттестуемого за выбор формы квалификационного испытания, которая наиболее адекватна его индивидуальности. Педагогу  в зависимости от категории, на которую он претендует, могут быть предложены следующие формы квалификационных испытаний:

Формы Квалификационные категории
Вторая Первая Высшая
Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития + + +
Защита творческой разработки +
Проведение открытого урока или внеклассного мероприятия + + +
Презентация дидактических и методических материалов, характеризующих опыт работы аттестуемого + +
Представление и защита опыта работы по какой-либо педагогической (методической) проблеме + +
Рефлексивная оценка результатов экспериментально-инновационной деятельности + +
Творческий отчет + +
Презентация портфолио + +

Перечень предложенных форм квалификационных испытаний может быть дополнен. У каждой из вышеперечисленных форм – своя процедура.

Творческий отчет

Творческий отчет – это претендующее на новизну  и оригинальность  формы и результата квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить систему деятельности аттестуемого.

Творческий отчет должен включать:

  • выступление педагога, раскрывающее опыт его работы;
  • открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету;
  • демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы.

Требования к творческому отчету:

  • название должно отражать основную идею опыта;
  • в выступлении должна быть обоснована актуальность и практическая значимость опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса;
  • научное обоснование опыта (теоретическая база);
  • описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы педагогической деятельности;
  • полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;
  • длительность апробации опыта.

Открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету позволяют смоделировать фрагмент педагогической или воспитательной деятельности аттестуемого, получить представление  о профессиональной компетенции учителя, наглядном уровне его педагогического мастерства. Цели открытого урока (внеклассного мероприятия по предмету) должны соответствовать теме творческого отчета. Формы, методы и педагогические технологии, применяемые на уроке (внеклассном мероприятии) должны выбираться с таким расчетом, чтобы зафиксировать  внимание экспертов  на основных элементах представляемого  педагогического опыта.

В содержание выставки учебно-методического комплекса могут входить:

  • варианты авторских программ, статьи, доклады;
  • разработки отдельных тем, поурочные планы;
  • авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, таблицы;
  • рисунки, поделки детей и т.д.

Творческий отчет оценивается по следующим показателям:

  • обоснованность необходимости и актуальности методики, образовательной программы, образовательной  технологии;
  • наличие обоснования результативности и эффективности изменения педагогической деятельности;
  • качество выступления.

Творческий отчет оценивается положительно, если выполнены предъявляемые к нему требования.

Презентация портфолио

Презентация портфолио — форма  квалификационного испытания, в ходе которого аттестуемый представляет аттестационной комиссии свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме  портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических  материалов, выступления, сопровождаемого   компьютерным показом и др.

В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о профессиональной компетентности. Основная цель презентации – представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (межаттестационный период).

Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития.

Ориентация педагога  на самообразование, на саморазвитие, на самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике  — это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности. Поэтому одной из форм квалификационных испытаний  может быть представление индивидуального плана и результатов профессионального развития.

Представление индивидуального плана и результатов профессионального развития требует наглядной демонстрации продуктов труда педагога: авторская программа, дидактический материал, открытые уроки (по освоенной методике, технологии и т.д.)

Открытый урок-целью является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

Задачей педагога, готовящего урок, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок.

Для проведения открытого урока может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

Защита образовательного проекта – это предъявление проблематики, которой занимается данный педагог в рамках самообразования, и предлагаемых им способов решения.

Проведение защиты профессионального проекта в форме публичного отчета требует от педагога создания рефлексивного текста о своем образовательном проекте. Готовность создать такой текст и является опосредованным показателем способности педагога работать в инновационном режиме.

От традиционного «открытого урока» защита проекта отличается тем, что она предполагает не демонстрацию изолированного фрагмента взаимодействия с учащимся, а отражение подлинной единицы деятельности педагога – решения профессиональной проблемы.

Добавить комментарий